Особенности развития детей с нарушением слуха: характеристика и диагностика заболевания

Нарушение нормального слуха у детей дошкольного возраста – это многогранная проблема. Ухудшение восприятия звука в столь раннем возрасте способно отразиться на психоэмоциональном развитии ребенка. В этом случае требуется особый подход в общении с ним, так как для полноценного развития необходимо обеспечить обучение и воспитание в удобном режиме, адаптировать ребенка к условиям жизни, учитывая его особенности и многое другое.

Особенности развития детей с нарушением слуха

Нормальное развитие слуховой системы

Если рассматривать механизм развития слуховой системы, этот процесс начинается еще в утробе матери в начале первого триместра беременности. К 6 месяцу плод способен различать голоса и звуки, так как их восприятие на этом этапе уже полностью сформировано. Определить наличие отклонений во внутриутробном периоде достаточно сложно, особенно если они не имеют явных признаков, которые могут быть различимы при стандартных исследованиях.

После рождения ребенка, его слуховая система начинает адаптироваться к новому миру. Изначально малыш плохо воспринимает некоторые частоты и буквально теряется в потоке звуковой информации. По мере становления физиологических процессов и психического развития младенца, ситуация нормализуется и уже к полугоду ребенок отзывается на собственное имя и адекватно реагирует на источники шума.

Стоит отметить следующие особенности детских ушей: некоторые части органа отличаются размерами и формой от взрослых, но по мере взросления приобретают нормальные характеристики. Также дети не способны изначально воспринимать некоторые частоты. Адаптация к новым шумам является одной из характеристик развития детей. У ребят дошкольного возраста с нарушением слуха некоторые процессы отсутствуют.

Дети не способны воспринимать некоторые частоты

Причины отклонений от нормы могут быть разные. Некоторые патологии можно устранить, выполняя специальные упражнения или хирургическим путем.

Существует классификация анализаторов звуковой информации:

  • Периферический. Охватывает непосредственно уши: наружную, среднюю и внутреннюю части.
  • Проводниковый. Передача импульса через нервные окончания и рецепторы.
  • Корковый. Прием сигнала определенными участками головного мозга.

Нарушения могут быть обнаружены в одном из этих анализаторов или сразу в нескольких. При затрагивании периферической и проводниковой систем требуется специфическое обучение и воспитание в связи с серьезностью отклонений.

Симптомы отклонений

Чем раньше будут замечены отклонения в развитии и функционировании слуховой системы, тем лучше. Очевидным признаком в этих случаях является отсутствие реакции у маленьких деток на резкие звуки и собственное имя. Для дошкольного возраста выделяют такие симптомы, как:

  • жалобы на боли и дискомфорт в ушах;
  • шум в ушах;
  • игнорирование негромких звуков;
  • частые просьбы повторить сказанное;
  • громкий говор;
  • тенденция к ухудшению остроты слуха при проверке у ЛОРа;
  • невосприимчивость к некоторым диапазонам звука, нормальных для данного возраста.

Если ребенок игнорирует негромкие звуки, необходимо обратится к ЛОРу

Если хотя бы одна характеристика была замечена, стоит забеспокоиться. Потеря слуха в столь раннем возрасте значительно влияет на особенности психического развития малыша и его воспитание.

Существует определенная классификация среди детей с нарушением слуха:

  • Тугоухие. Снижение остроты слуха на определенное количество децибел. Различают 4 степени: 25-40 Дб, 40-55 Дб, 55-70 Дб, 70-90 Дб.
  • Глухие. Нарушение восприятия частот и снижение слуха более, чем на 90 Дб. Также выделяют 4 степени: до 250 Гц, 500 Гц, 1000 гц, 2000 ГЦ и более.

Физиологические предпосылки

Нарушение слуха происходит у детей дошкольного возраста по разным причинам. Одной из них можно выделить физиологические предпосылки для подобных процессов, которые основаны на процессах в анализаторных системах.

При возникновении проблем в периферическом анализаторе довольно часто удается избежать негативных последствий. Главными причинами отклонений становятся ушные заболевания, которые запускают процессы деструкции в органах слуха при отсутствии должного лечения.

Особенности проводникового анализатора заключаются в том, что он основан на передаче нервных импульсов в мозг, то есть в корковый отдел, возникших в периферической системе. Если цепочка этих действий будет нарушена, сигнал не достигнет своей цели и звук не будет обработан должным образом.

Корковый анализатор представлен височной долей головного мозга. Пороки этой системы могут быть как врожденными, так и приобретенными, например, вследствие травмы или болезни.

Воспитание и психическое развитие ребенка осложняется тем, что огромную долю информации человек получает именно через слух. При этом она влияет на создание абстрактных образов и развитие речевого аппарата.

Отиты и воспалительные заболевания

Очень часто проблемы слуха у детей связаны с воспалительными заболеваниями. Если с рождения явных предпосылок для ухудшения слуха не было, в период дошкольного возраста из-за частых отитов может возникнуть та или иная патология. Подобное нарушение обусловливается тем, что в первые годы жизни ребенок очень уязвим перед инфекциями и вирусами. Очень часто на фоне обычной простуды возникают осложнения на уши.

Дети дошкольного возраста склонны к возникновению отитов из-за строения евстахиевой трубы и открытого доступа через неё к среднему уху. Именно поэтому любое инфекционное заболевание может привести к развитию воспаления, которое при ненадлежащем лечении вызывает массу осложнений. Особенности детской слуховой системы заключаются в том, что она не сформирована до конца, а потому любые изменения и патологические процессы могут привести к нарушению её функционирования.

Различия слуховой трубы у ребенка и у взрослого

Диагностика воспалительных заболеваний должна проводиться как можно раньше, пока не были затронуты важные элементы органов. Классификация отитов включает:

  • катаральный (тубоотит);
  • экссудативный и гнойный;
  • острый и хронический.

Возникшие отклонения могут быть постоянными или временными. В последнем случае говорят об остаточных явлениях. Это не влияет на воспитание и психическое развитие малышей, так как через несколько недель после выздоровления симптомы исчезают и слух приходит в норму.

Врожденные нарушения

У некоторых детей имеются врожденные проблемы слуха. Они возникают еще в период формирования плода, передаются по наследству на хромосомном уровне или развиваются до достижения ребенком дошкольного возраста в связи с родовыми травмами и прочими осложнениями беременности и родов.

Отличительная характеристика этих патологий – они могут быть необратимыми. Некоторые из них имеют незначительное влияние, другие же приводят к полной глухоте. В некоторых случаях малыши рождаются с недоразвитыми органами слуха, что значительно усложняет дальнейшее воспитание ребенка. Планируя обучение таких детей, необходимо учитывать их особенности и применять специфические методики для стабилизации психического развития. Ранняя диагностика подобных проблем увеличивает шансы на их устранение хотя бы в незначительной мере.

Ранняя диагностика увеличивает шансы на устранение проблем со слухом хотя бы в незначительной мере

Классификация патологий позволяет выделить деток с полным отсутствием необходимых органов или имеющих нарушения в их функционировании. Особенно сложными являются случаи с недостатками сенсоневральных связей. Дети с врожденными нарушениями должны постоянно находиться на учете врачей и других специалистов, а также иметь доступ к центрам развития для людей с соответствующими проблемами.

Диагностика и устранение проблемы

Диагностика детей с возможным нарушением слуха включает ряд процедур. Для определения отклонений в раннем возрасте нужно обратить внимание на особенности поведения малыша и его реакции на шумы. Дальнейшая диагностика заключается в проведении таких процедур, как:

  • отоскопии;
  • аудиометрии;
  • тимпанометрии;
  • отоакустической эмиссии;
  • регистрации электрических потенциалов.

Полученные данные и характеристика психического состояния ребенка определяют дальнейшее направление лечения. Для детей дошкольного возраста применяются следующие методики:

  • медикаментозная терапия;
  • упражнения, стимулирующие развитие слухового и речевого аппарата;
  • занятия с сурдологом;
  • хирургия и слухопротезирование.

Занятия с сурдологом

Лекарства, используемые в столь раннем возрасте, направлены на активизацию проблемных зон и устранение аномалий. Чтобы ускорить процесс, разрабатываются специальные упражнения в виде комплексов для детей с нарушением слуха. Они включают специфические движения языком, надувание щек, работу челюстями. Особенности ЛФК заключаются в улучшении функционирования слуховой трубы и запуске других положительных процессов.

Из-за плохого восприятия звуков затрудняется обучение ребенка и его психическое развитие. Кроме того, необходимо проводить обучение у логопеда для устранения отклонений фонематического плана. Чтобы нормализовать психическое развитие, прибегают к услугам психологов и психоневрологов. Характеристика личностного портрета пациента способствует устранению его негативных переживаний.

Эффективным способом решения проблемы является установка слуховых аппаратов и имплантатов. Для деток дошкольного возраста операция по установке кохлеарных имплантатов значительно увеличивает шансы на восстановление слуха и облегчает их воспитание.

Чем раньше будет проведена операция, тем лучший прогноз дается на будущее.

Особенности развития ребенка

Следует отметить особенности психического и умственного развития детей с нарушением слуха. При наличии достаточных усилий со стороны взрослых для обеспечения воспитательного процесса, обучение и воспитание маленьких детей с нарушением слуха демонстрирует отличные результаты.

Родителям необходимо разговаривать с ребенком и тренировать его остаточный слух

Необходимо выделить несколько наиболее важных составляющих элементов:

  • Занятия с родителями. Первичное воспитание малыша полностью ложится на плечи родителей или опекунов. Необходимо разговаривать с ребенком и тренировать его остаточный слух, постоянно поддерживать взаимный контакт.
  • Развитие речевого аппарата. Для этого проводятся специальные упражнения, тренируются произносительные компоненты, выстраивается правильное произношение.
  • Занятия в специализированных учреждениях. Для особенных деток нужно специализированное обучение, где к каждому ребенку имеется индивидуальный подход для развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических показателей. Для занятий часто применяются усилители звука и слуховые аппараты.
  • Раннее освоение грамоты. Для полноценного освоения речи необходимо иметь навыки письма, а потому слабослышащим детям дошкольного возраста нужно предоставить возможность такого обучения с двух лет.
  • Общение с людьми, имеющих нормальный слух. Социальные контакты входят в воспитание ребенка. Ему нужно научиться находиться в обществе и общаться с другими людьми.
  • Занятия с психологами. Чтобы облегчить процесс развития и выявить возможные отклонения психического состояния, необходимо регулярно посещать соответствующих специалистов. Составленная ими характеристика ребенка облегчит общение с ним и подскажет направления, требующие особого внимания.
  • Активные занятия. Помимо обычных занятий, нужно внедрять и физические упражнения. Активная деятельность отвлекает ребенка от проблемы и помогает ему найти свое место в жизни в будущем.

Правильный подход и комплексное лечение позволяют снизить влияние имеющихся расстройств. Большинство деток имеют возможность жить полноценно, несмотря на свои проблемы со здоровьем.

+1
Фото Остались вопросы? Спросите специалиста Задать вопрос врачу
Комментарии (0)

Мы будем признательны, если вы поделитесь своим опытом в комментариях, это поможет другим людям быстрее решить свою проблему.